10-летие со дня преставления архимандрита Матфея (Мормыля)
16 сентября 2019
14−15 сентября 2019 года настоятель храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В. Ломоносова протоиерей Иоанн Лапидус принял участие в памятных мероприятиях, посвященных 10-летию со дня преставления выдающегося регента Троице-Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля).
В богослужениях, которые возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност в сослужении наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона и ректора МДА епископа Звенигородского Питирима, приняли участие студенты, преподаватели Московских духовных школ, нынешние и прежние певчие братского хора, которые в разные года несли послушание у отца Матфея.
После воскресной литургии у могилы прославленного регента, расположенной за алтарем Духовской церкви, была совершена панихида, собравшая большое количество молящихся, пришедших помолится об упокоении души приснопоминаемого архимандрита.
Вечером 15 сентября в московском концертном зале «Зарядье» прошёл торжественный концерт хора Троице-Сергиевой Лавры под управлением протодиакона Василия (Попадинца). Концерт состоял из песнопений, исполнявшихся братским хором в разные годы, которые чередовались воспоминаниями об отце Матфее. С приветственными словами к зрителям обратились ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий и ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим.
Накануне, 14 сентября, в Большом актовом зале МДА прошла конференция, посвященная 10-летию преставления архимандрита Матфея.



Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» https://arhimatfei.ru/) при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры http://stsl.ru/lavra-news/v-10-yu-godovshchinu-prestavleniya-arkhimandrita-matfeya-mormylya-v-zaryade-proshel-kontsert-khora-t/) и Московской духовной академии https://mpda.ru/news/v-moskovskoj-duhovnoj-akademii-proshla-konferencija-posvjashhennaja-10-letiju-prestavlenija-arhimandrita-matfeja-mormylja/).
Архимандрит Матфей (Мормыль) был старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры на протяжении почти полувека и по праву считается самым выдающимся регентом Русской Православной Церкви второй половины XX — начала XXI века. Значение его творчества и влияние на современную русскую церковную музыкальную традицию невозможно переоценить.
Троице-Сергиева Лавра, на протяжении веков будучи сердцем русского православия, во второй половине XX века стала поющим сердцем, благодаря трудам архимандрита Матфея. Для десятков тысяч людей, приезжавших к преподобному Сергию в советское время, пение хора под управлением отца Матфея было явственным свидетельством непреходящей красоты и колоссального богатства русской духовной традиции, сохранявшихся несмотря на гнет государственного атеизма. Позже, в 90-е, пение лаврского хора, которое по свидетельству множества очевидцев, «звало от этой жизни к жизни вечной», стало одним из символов возрождения и расцвета Церкви после десятилетий гонений. Характер пения матфеевского хора неподражаем и непередаваем, он поражал стройностью и мощью, тембром, диапазоном, многообразием певческих традиций, которые талантом отца Матфея преобразовывались в уникальную палитру, живописующую многовековую картину русской церковной певческой традиции. В великолепном звучании матфеевского хора органично сочетались лаврские напевы, мелодии Киево-Печерской Лавры и монастырей русского Севера, музыка отечественных композиторов XIX — XX веков со стихирами, исполнявшимися древним знаменным распевом.
В конце 80-х годов концертный хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея стал первым церковным коллективом в истории современности, выехавшим за рубеж на гастроли в Западную Европу. Церковный хор из Советского Союза, что для многих звучало как оксиморон, производил на слушателей неизгладимое впечатление высочайшей культурой исполнения, невероятной красотой голосов, мощью звучания и многообразием музыкальных оттенков, которым впоследствии рукоплескали в концертных залах Германии, Франции, Греции, Израиля и других стран.



Для многих студентов, прошедших суровую, но благодатную школу отца Матфея, пение в братском хоре стало путевкой в жизнь. «Матфеевское» восприятие богослужения, уважение и скрупулезная внимательность к текстам церковных песнопений, любовь и ответственность по отношению к службе, чрезвычайная требовательность к тому, что и каким образом выходит из уст поющего в храме, мгновенная и, подчас, жесткая реакция на любую фальшь, как в музыкальном, так и в духовном плане, искрометное чувство юмора, иногда бодрящее, как ледяной душ, — эти и многие другие черты отца Матфея оказывали колоссальное влияние на формирование личности и образа духовной жизни тысяч молодых людей, оказавшихся в хоре у «Бати».
15 сентября 2009 года на отпевании архимандрита Матфея наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Феогност отметил, что отец Матфей был настоящим старцем. Помимо непревзойденных музыкальных талантов он обладал особыми духовными дарами, среди которых знавшие его люди называют способность видеть человека насквозь, умение мгновенно и безошибочно определять характер. По свидетельству очевидцев, отец Матфей действительно обладал даром прозорливости.
Во вступительном слове в концертном зале «Зарядье» наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий сказал, что отец Матфей «многим подарил самое главное — любовь к Богу, любовь к Церкви, любовь к богослужению и тонкое, удивительно чуткое понимание церковного пения, которое мог подарить только он, этот уникальный человек, данный Русской Православной Церкви в XX веке Богом».