С исторической точки зрения Церковь вспоминает обретение Честного и Животворящего Древа Креста Господня святой равноапостольной Еленой, матерью императора Константина в 325 году, в результате экспедиции в Палестину, а также возвращение Креста Господня из персидского плена императором Ираклием в 630 году, где Крест находился после взятия Иерусалима персами в 614 году. Крест, находившийся в храме Воскресения Христова, стал величайшей святыней христианского мира, а его фрагменты были развезены по всей Римской империи.
С духовной точки зрения Церковь призывает нас задуматься о смысле крестоношения в нашей жизни, или иными словами, о терпении скорбей. Нужно признать, что ни что нас не повергает в такое смятение, раздражение и малодушие, как перспектива терпения скорбей. Самая малость, пустяк, неосторожное слово в наш адрес – всё, полный упадок. Если случается что-нибудь серьёзнее – катастрофа, уныние и ропот на Бога. Мы можем быть готовы ко многому, но только не к терпению скорбей. Не дай Бог, чтобы что-то пошло в жизни не так, как мы запланировали. Упаси Господь, чтобы нас кто-то обидел. Всё наше нутро восстаёт! Мы такие хорошие, славные, милые, белые и пушистые – как к нам можно плохо относиться? Почему Бог допустил такую несправедливость по отношению к нам? Наша падшая человеческая природа, удобопреклонная ко греху, содрогается и бунтует от одной мысли, что нужно потерпеть, смириться, уступить. Забываем простую вещь – скорби посылаются для нашего исцеления, являясь необходимым элементом на пути ко спасению. Нет Креста – нет и Воскресения, нет крестоношения – нет и победы над гордыней, тщеславием и самомнением. Вспомним прекрасную русскую пословицу: «Бог терпел и нам велел».
В Древнем патерике есть замечательный рассказ о пользе терпения. Недалеко от Александрии жил старец, имевший неуживчивый, злобный характер. Один молодой инок, узнав о нем, решил поселиться рядом, думая: «у меня много грехов, пойду к вспыльчивому старцу, постараюсь с терпением переносить что бы то ни было». Как говорится в патерике – «и досаждаше ему старец аки псу на всяк день». Через 6 лет иноку было видение, и он услышал: «половину твоего долга Бог изгладил, позаботься и о второй». На расстоянии от того места жил прозорливый монах, который иногда встречал инока и спрашивал: «Ну как прошёл день? Не изгладил ли чего из списка?» Если в этот день были издевательства, оскорбления и побои, инок отвечал: «Да отче, сегодня немного потрудился». Если день проходил спокойно, то молодой человек с плачем отвечал: «плохой был день – не добыл ничего». Через 6 лет он скончался, и прозорливец увидел его в Царстве Небесном, причисленном к лику мучеников, молящегося за сварливого старца, который в скором времени умер и по молитвам терпеливого инока был спасён.
Постараемся и мы, дорогие братья и сёстры, хоть немного потерпеть случающиеся в нашей жизни скорби, понимая, что от нашей на них реакции зависит качество нашей духовной жизни, и, как следствие, перспективы нашего спасения.